Kastorgroup.ru

Кастро ГРУПП
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

Журнал «ПАРТНЕР»

  • Новости
    • По материалам европейских СМИ
  • Политика
    • Постсоветское пространство
    • Германия
    • Мир
  • Социальные вопросы
    • Пенсии
    • Разное
  • Иммиграция
    • Интеграция
  • Экономика и финансы
    • Экономическое сотрудничество
    • Банки и фонды
  • Работа
    • Поиск работы
  • Собственное дело
    • Открытие и ведение дела
  • Образование
    • Детское многоязычие
  • Общество
    • Этика
    • Человек и общество
  • Техника и наука
    • Автомобиль
  • Здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Знать свой организм
    • Новое в медицине
    • Медицинское законодательство
    • Болезни
  • История
    • История Германии
    • Германо-российские связи
    • Люди, вошедшие в историю
    • Памятные даты
  • Культура
    • Живопись
    • Деятели культуры
    • Литература
    • Выставки и музеи
  • Путешествия
    • Путешествия по Европе
  • Досуг
    • Юмор
    • Хобби, увлечения
    • Тесты, загадки, головоломки, кроссворды

«ДЕВУШКА, ЧИТАЮЩАЯ ПИСЬМО У ОТКРЫТОГО ОКНА»

Галерея шедевров

Ирина Уманская (Коттбус)

Великий голландский художник Ян Вермеер Дельфтский прожил недолго, всего 43 года, и написал не много картин, но каждая из них — шедевр, вошедший в историю мировой живописи.

Гениальная простота

Картина Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» находится в Дрезденской картинной галерее. Она экспонируются на одном этаже с «Сикстинской мадонной» Рафаэля Санти, но в противоположном конце длинной анфилады залов.

Сюжет и композиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо. У современного зрителя возникает вопрос, почему любовное? Ведь ему не всегда знакомы символы и скрытый смысл некоторых деталей, которыми наполнены картины голландских художников со времен Босха. Вглядитесь в натюрморт на первом плане, отделяющий зрителей от фигуры девушки. На роскошном восточном ковре — дельфтское фаянсовое блюдо с фруктами. Фрукты — символ плотского удовольствия и быстротечности человеческой жизни, а яблоко, как известно, напоминает о грехопадении.

Первоначально художник хотел изобразить на стене еще один символ любви — фрагмент картины с купидоном-почтальоном любовных писем. В одной из монографий, посвященных творчеству Вермеера, была опубликована фотография картины, сделанной в рентгеновских лучах. Там ясно просматривался купидон. Он держал карту с изображением цифры I, а под ним был девиз «Perfektus Amor est nisi ad unun» — «Истинная любовь верна лишь кому-то одному». Потом художник убрал купидона, оставив стену «обнаженной», чтобы ничто не мешало любоваться девушкой.

Гений Вермеера проявился в этой картине в некой недосказанности и в умении передать теплоту лирического чувства, интимность настроения. Художник расположил фигуру в центре картины, но не на первом плане, а несколько отодвинув ее вглубь комнаты. Не зря в картине появился занавес. Первоначально на этом месте был написан ремер — высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Штанга, на которой висит занавес, сам занавес и темная масса стола, на который накинут ковер, служат рамой или кулисами, отделяющими зрителя от застывшей фигуры. Действия как такового нет, но фрукты, которые словно в замедленном кино плавно скатываются с блюда, лишают картину статичности и усиливают впечатление мгновенности момента.

Вермеер дал нам возможность на миг заглянуть туда, куда обычно посторонних не пускают — в интимный мир девушки. Мысли ее поглощены письмом, кажется, что сейчас вздрогнут губы, произнося слова, написанные в письме. В оконной раме отражается лицо, на котором художник сумел передать, как вздрагивают ресницы. В комнате стоит волшебная тишина, и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет.

Волшебник света и цвета

У Вермеера свет не только падает на освещенные предметы, он будто проходит сквозь них. Свет окутывает фигурку девушки, он способствует возникновению чувства отрешенности от мира. Но Вермеер — и волшебник тени! Тень от рамы на стене и на отражении лица на стекле, тень от фигуры — они создают световоздушное пространство.

Вермеер был гениальным живописцем. Всю жизнь он экспериментировал с техникой живописи, был одним из первых художников, кто стал применять чистые цвета спектра. Нужно учесть, что у Вермеера, как и у других художников XVII века, была очень ограниченная палитра красок, но в сочетании с тончайшей красочной нюансировкой, лессировкой и другими приемами он сумел добиться таких результатов, которые по праву ставят его имя в ряд величайших колористов мировой живописи.

Присмотритесь, как написаны желтые полоски на жакете девушки. Художник пишет их крошечными точками, давая мазкам почти трехмерное измерение. Этот же прием он использует, когда изображает залитую солнечным светом поверхность ковра на столе. А яблоки и сливы! Множество мельчайших крошечных точек, богатство цвета и формы. Когда Вермеер пишет волосы, особенно кудри, он использует для точечного прикосновения более жидкую краску. Более чем за двести лет до появления пуантилизма Ян Вермеер Дельфтский применял в своих картинах точечные капельки.

В книге Сальвадора Дали «50 магических секретов мастерства» великий художник-сюрреалист писал, что он готов отрезать себе уши , чтобы узнать секрет волшебной смеси, в которую Вермеер — «лучший из лучших, обмакивал свою несравненную кисть».

Добропорядочный бюргер и прекрасный семьянин

О жизни Яна Вермеера Дельфтского написано множество работ: статей, монографий, диссертаций. Его биография хорошо известна. Родился в Дельфте, ради женитьбы на любимой девушке перешел из лютеранства в католичество, что в протестантской Голландии было равноценно подвигу. Имел 15 детей (четверо умерли в младенчестве), известно даже имя его тещи. Был членом гильдии художников св. Луки, несколько раз избирался ее деканом.

Художник не написал ни одного автопортрета, но исследователи предполагают, что в картине «У сводни», которая находится также в Дрезденской галерее, он изобразил и себя, и свою жену. Писал он картины очень медленно — не больше двух-трех в год. И хотя за них платили хорошие деньги, средств было недостаточно для содержания многочисленной семьи. И Вермеер должен был продолжать дело отца, который всю жизнь торговал картинами. Незадолго до смерти художник разорился и оставил вдове в наследство большие долги.

После смерти Вермеера имя его постепенно забылось. Чтобы продать его работы, они подписывались именами более модных художников, в некоторых картинах дописывались детали. В 1742 году саксонский курфюрст Август III, приобретая картину «Девушка, читающая письмо у открытого окна», был уверен, что это Рембрандт. Правда открылась только в 1862 году.

Оборотная сторона славы

Вернул Вермеера из небытия французский критик Теофиль Торе (1807-1869 гг.), печатавшийся под псевдонимом Уильям Бюргер. Он называл Вермеера «Дельфтским сфинксом», «Колибри среди воробьев». Его восторженные статьи в «Gazette des Beaux Arts» в 1866 году буквально всколыхнули художественный мир Европы. Полотна Вермеера стали находить в частных коллекциях, выставлять на продажу на аукционах. Несколько картин было продано в США. В российских музеях Вермеера нет, а мог бы быть. Одна из самых поздних картин художника «Аллегория веры» оказалась в коллекции знатока «малых голландцев» Д. И. Щукина. Но на этот раз чутье его подвело и он продал картину. Так Вермеер подписывал свои полотна, но лишь одна картина «У сводни» датирована. Таким образом он обеспечил исследователей своего творчества и искусствоведов на долгие годы — необходимо было установить подлинность и хотя бы приблизительно — время написания картин. Каким только исследованиям ни подвергались картины художника: рентгеновским, радиографическим, дендрологическим, бесконечным анализам пигментов и грунтовок и т.д.

Спрос на картины Вермеера породил подделки и кражи. В ХХ веке с именем Вермеера связаны громкие криминальные истории. Доподлинно были известны только две работы раннего, малоисследованного периода творчества Вермеера «Диана с нимфами» и «Христос в доме у Марфы и Марии», но в тридцатые годы ХХ века загадочным образом нашлись новые полотна на религиозную тематику: «Юный Христос, читающий Тору», «Иисус и грешница» и др.

В годы Второй мировой войны картинами Вермеера заинтересовался Геринг. Он приобрел за огромные деньги «Иисуса и грешницу». После войны одного из посредников продажи фашистам национального достояния художника Ханса Антониуса ван Меегерена голландцы обвинили в предательстве, ему грозил суд. Тогда Меегерен, достаточно известный и вполне благополучный художник, во всеуслышание заявил, что это он написал найденные работы и продал свою собственную картину, так что родину он не предавал.

В 1974 и 1986 годах дважды воровали картину Вермеера «Дама, пишущая письмо», оказавшуюся в Ирландии. Но у нее счастливая судьба: после многих лет странствий и перепродаж картина нашлась в Стамбуле в 1993 г. Сейчас она экспонируется в музее в Дублине. А вот другому полотну «Концерт» не так повезло. Картина была украдена из частного музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. «Концерт» является самой дорогой из украденных в ХХ веке произведений искусства и до сих пор находится в розыске.

Последняя сенсационная новость: в 2007 году на предаукционной выставке торгового дома Кристис в Москве была выставлена картина Вермеера «Святая Пракседа» (одна из первых христианских мучениц) которая раньше приписывалась кисти малоизвестного флорентинца Феличе Фиккерелли. В газетах писали, что авторство Вермеера установлено более двадцати лет тому назад и это его ранняя работа (1655 г.). Что это? Рекламный ход или действительно находка века? Слово за специалистами.

Картины Вермеера можно увидеть:

Амстердам, Рейксмузеум: «Улочка», «Любовное письмо», «Молочница», «Женщина в голубом, читающая письмо».

Гаага, Маурицхейс: «Диана с нимфами», «Вид Дельфта», «Девушка с жемчужной сережкой».

Берлин, Картинная галерея. Культурфорум: «Бокал вина», «Дама с жемчужным ожерельем».

Дрезден, Картинная галерея: «У сводни», «Девушка, читающая письмо у открытого окна».

Франкфурт-на-Майне, Государственный музей искусства: «Географ».

Париж, Лувр: «Кружевница».

Вена, Художественно-исторический музей: «Аллегория живописи».

Лондон, Национальная галерея: «Женщина, стоящая за виржиналем», «Женщина, сидящая за виржиналем».

Эдинбург, Национальная галерея: «Христос в доме у Марфы и Марии».

Вашингтон, Национальная галерея: «Женщина, пишущая письмо», «Девушка в красной шляпе».

Нью-Йорк, Метрополитен музей: «Спящая девушка», «Женщина с лютней», «Юная девушка с кувшином», «Аллегория веры».

Что скрывают картины Яна Вермеера

Ян Вермеер
Любовное письмо
. 1667—1668
нидерл. De liefdesbrief
Холст, масло. 44 × 38,5 см
Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды
(инв. SK-A-1595)
Медиафайлы на Викискладе

«Любовное письмо»
(нидерл. De liefdesbrief) — картина позднего периода творчества нидерландского художника XVII века Яна Вермеера.

Описание

Статью следует согласно стилистическим правилам Википедии.

В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.

Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.

Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.

Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.

  • «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
  • «Дама в голубом, читающая письмо»

Описание картины «Девушка с письмом у открытого окна»

На картине «Девушка с письмом у открытого окна» изображена молодая светловолосая голландка, стоящая в профиль с письмом у открытого окна. Тяжёлая красная штора перекинута через оконную раму, а в нижнем правом углу стекла видно отражение лица женщина. Героиню отделяет от зрителей стол, покрытый тяжёлой узорчатой драпировкой, цвет которой подчёркивает золотисто-зелёные оттенки платья и занавески справа. На столе стоит наклонённая миска с фруктами, а рядом с ней – разрезанный пополам персик с косточкой.

Похищение картины

В 1971 году во время выставки голландских мастеров в Брюсселе картина была похищена Марио Роймансом (Mario Roymans). Оставив в музее раму, он вырезал холст при помощи обычного кухонного ножа для чистки овощей. Несколько дней спустя похититель связался с прессой и заявил, что он согласен вернуть картину в обмен на 200 миллионов франков. Ройманс также заявил, что намеревается провести обмен картины на деньги публично, так как не собирается скрываться от правосудия, а полученные деньги желает передать ассоциациям, помогающим беженцам из Бангладеш, где в это время бушевала гражданская война.

Вскоре похититель был арестован, найденная у него дома картина отреставрирована и возвращена владельцам[1][2].

Описание[ | ]

Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.

Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.

Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.

Читать еще:  Можно ли поменять балконную дверь без окна

Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.

  • «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
  • «Дама в голубом, читающая письмо»

Источники

  • Ротенберг Е. И. «Западноевропейская живопись 17 века. Тематические принципы», М. «Искусство», 1989, с. 271—272
  • Norbert Schneider: Vermeer sämtliche Gemälde
    . Taschen, Köln 2004. ISBN 3-8228-6377-7
  • DuMont: Vermeer. DuMont Literatur- und Kunstverlag, Köln 2003. ISBN 3-8321-7339-0
  • Jeroen Giltaij: Der Zauber des Alltäglichen. Holländische Malerei von Adriaen Brouwer bis Johannes Vermeer
    . Hatje Cantz Verlag, Ostfildern-Ruit 2005. ISBN 3-7757-1522-3

Шедевр Вермеера поменяет привычный вид и предстанет в авторской версии

О том , что на оригинальном холсте была изображена картина с Амуром , висящая позади главной героини , стало известно 40 лет назад , когда работу просветили рентгеном. «Но учёные всегда предполагали , что Вермеер сам закрасил его», — говорит Ута Нейдхардт , старший реставратор Дрезденской картинной галереи. Однако лабораторные исследования убедительно доказали , что фигура была скрыта только спустя десятилетия после того , как художник из Дельфта завершил картину. Теперь решено вернуть изображению первоначальный вид.

«На Купидоне был даже найден слой грязи над оригинальным лаком , доказывающий , что картина находилась в своём первоначальном состоянии в течение десятилетий», — утверждает Нейдхардт. Перекраска также была немного темнее того цвета , что использовал Вермеер на заднем плане своей работы , потому что « корректору» нужно было компенсировать потемнение лака на оригинале.

«Открытие делает это полотно совершенно другой картиной», — говорит эксперт.

Искусствовед Норберт Шнейдер в своё время указывал , что персики , лежащие в миске на столе рядом с девушкой, — это символ внебрачных отношений , а , следовательно , письмо является либо началом , либо продолжением любовной связи. Купидон на стене подтверждает эту теорию.

Картина « Девушка с письмом у открытого окна», созданная примерно в в 1657 — 1659 годах , находится в Картинной галерее Дрездена с 1742-го. Тогда польский король Август III Саксонец приобрёл её как работу Рембрандта. Спустя почти 85 лет она так же ошибочно была приписана Питеру де Хоху. Однако в 1860 году французский искусствовед Теофиль Торе признал её одним из 35 произведений Вермеера.

Ян Вермеер , «Дама , стоящая у вирджиналя» ( 1670-е). Национальная галерея , Лондон

Такое же изображение амура встречается на полотне « Дама , стоящая у вирджиналя» из Национальной галереи в Лондоне. Учёные полагают , что это была реальная картина , которой владел Вермеер: в реестре имущества его вдовы , составленном в 1676 году , есть упоминание о «Купидоне».

Статья по теме: Как проветрить помещение без окон

Художник часто ссылался на другие произведения искусства в своих картинах , чтобы расширить или прокомментировать повествование.

Реставрацию « Девушки с письмом у открытого окна» начал в 2017 году специалист Кристоф Шёльцель из Дрездена. Хотя картина находилась в хорошем состоянии , её поверхность была покрыта лаком , который со временем потемнел и сделал холодные , изысканные цвета картины желтоватыми. На первом этапе Шёльцель сосредоточился на удалении этого слоя.

В ходе работ были проведены лабораторные и рентгеновские исследования , которые подтвердили , что перекраска была сделана значительно позже , чем закончена картина. В начале 2020 года было принято решение удалить более поздний слой и вновь явить публике Амура. Кристоф Шёльцель кропотливо работает с микроскопом и скальпелем , снимая краску так , чтобы не повредить оригинальный слой картины Вермеера.

Купидон очищен пока лишь наполовину; считается , что для завершения работы потребуется ещё как минимум год. Тем не менее , «Девушка с письмом у открытого окна» в её нынешнем полувосстановленном состоянии будет выставлена с 8 мая по 16 июня в Галерее Земпера в Дрездене.

По окончанию Второй мировой войны « Девушка с письмом у открытого окна» была вывезена в СССР , но после смерти Сталина руководство страны приняло решение вернуть картину « во имя укрепления и развития дружбы между советским и немецким народами». Некоторые искусствоведы и хранители советских музеев , потерявших сотни экспонатов во время войны , предлагали пожертвовать шедевр Вермеера и «Спящую Венеру» Джорджоне Советскому Союзу « в знак признательности за сохранение и возвращение всемирно известных сокровищ Дрезденской галереи». Но немцы на это не согласились , и полотна вернулись в Германию в 1955 году.

В Дрездене хранятся две картины Яна Вермеера. Вторая — «Сводница» — была восстановлена в период с 2002 по 2004 год.

Ссылки

Ян Верме́ер (Верме́ер Де́лфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft или нидерл. Johannes Vermeer van Delft, МФА: [ˈjɑn vərˈmeːr]; 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Один из самых талантливых (наряду с де Хохом) последователей Терборха. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века.

В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Делфтский. По правилам транскрипции голландских имен сочетание ee передается как е.

Галерея старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister) в Дрездене (или Дрезденская картинная галерея) — исключительное по качеству собрание из приблизительно 750 картин старых мастеров, приобретённых в XVIII веке саксонскими правителями из альбертинской линии Веттинов. Ныне входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

«Любовное письмо» (нидерл. De liefdesbrief) — картина позднего периода творчества нидерландского художника XVII века Яна Вермеера.

Творческое наследие нидерландского живописца Яна Вермеера (1632—1675) включает в себя картины бытового и религиозного жанра, а также два пейзажа. Представленный ниже список его картин охватывает период с 1653 года, когда художник женился и вступил в гильдию Святого Луки, и до смерти в 1675 году. Список разделен на работы с бесспорной и сомнительной атрибуцией.

После смерти художника его имя было забыто на два столетия. В 1860 году немецкий арт-критик Густав Фридрих Вааген атрибутировал полотно «Аллегория Живописи» как работу Вермеера, а в 1866 году французский арт-критик Теофиль Тор-Бюргер издал каталог работ живописца, открыв его для широкой публики. Каталог привлёк международное внимание и полотна мастера стали приобретаться коллекционерами Европы и США и попадать в государственные коллекции. После этого Ян Вермеер был признан, наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом, титаном Золотого века голландской живописи. Практически все произведения художника не датированы, поэтому год написания возможно установить лишь приблизительно.

Главным источником составления списка является один из последних каталогов художника, изданный в 2020 году за авторством Карла Шульца «Вермеер: полное собрание работ» (англ. Vermeer: The Complete Paintings), который включает в себя 37 полотен разной атрибуции.

Статья по теме: Стандартная высота окна от пола

Картины Яна Вермеера находятся в музеях восьми стран: Австрии, Великобритании (Англии и Шотландии), Германии, Ирландии, Нидерландов, США, Франции и Японии. Наибольшее количество полотен мастера сосредоточено в музейных собраниях США: 5 работ в Метрополитен-музее, 4 — в вашингтонской Национальной галерее искусства, 3 работы хранит Коллекция Фрика в Нью-Йорке, одна работа входила в собрание музея Музея Изабеллы Стюарт Гарден (картина была украдена в 1990 году и до сих пор не найдена) и одна в частной коллекции (всего 14 работ). На родине живописца в Нидерландах его картины входят в собрание Рейксмюсеума (4 работы) и Королевской галереи Маурицхёйс (3 работы). В российских собраниях картин Вермеера нет.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here). Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Ян Вермеер Девушка у открытого окна

И опять я на крыльях пылкой платонической любви улетаю вместе с вами из века XXI в век XVII. На сей раз наш полет направлен в Голландию. Там, в домах богатых бюргеров, окна изукрашены разноцветными витражами, полы выложены черными и белыми плитками, столы покрыты узорчатыми восточными коврами, стены увешаны картинами и картами. И все время светит ласковое солнышко. Конечно, в северной стране солнышко не частый гость, но у Вермеера Дельфтского оно непременно светит и ласкает. И сам Вермеер в своих картинах и ласкает, и сияет. И о быте уважаемых граждан рассказывает.

Да, если честно признаться, не он один. Голландские художники (а дельфтские особенно) «стройными рядами» выступили в «поход за бытом». Просто удивительно – создается впечатление, что вся остальная Европа, будто зараженная манией величия, кипит великими замыслами, творит великое по масштабам и идеям искусство. Размеры картин – ух! – гигантские. Возвышенность мифологических сюжетов – ох! – непревзойденная по глубине и силе. А в маленькой Голландии рисуют маленькие картинки, изображают то, что видят вокруг, такое близкое и милое сердцу. Их, этих голландских художников, так потом и назвали – «малые голландцы».

Нам, «великанам технического ума» из XXI века, надо бы внимательнее присмотреться к этому необычному явлению, притормозить на миг и глубоко-глубоко подумать. Над чем? А над этой незатейливой «песней мирной жизни». Если позволите, подумаем вместе. Ненадолго отвлечемся от искусства и проведем параллель между Голландией XVI- XVII веков и нашей страной XX- XXI веков.

XVI век для Голландии был полон тяжких событий и утрат. Испанские завоеватели наткнулись на активное сопротивление голландцев, сражавшихся за свободу родины и в открытую, и партизанским способом. Примерная цифра погибших только в военных отрядах составляет 10.000 человек. Любая война это жестокость и кровь. Испанская же экспансия соединила в себе две цели – колониальный захват и уничтожение протестантизма и превратилась в скотскую бойню. Выжигались деревни и города, протестантов хватали и вешали на домах и заборах, жестоко подавлялись иконоборческие восстания. Число погибших от кровавого религиозного террора превышает 16.000 человек. Погибели маленькой страны, казалось, желала и сама природа: страшные океанские штормы разрушили дамбы, затопив почти всю страну – насчитывают более 100.000 жертв наводнения. Голод в осажденных городах (ели кошек, собак, крыс, траву с кладбищ, т.к. на улицах ее уже не осталось), смерть, страх. И мужество, приведшее к победе. В начале XVII века был заключен мир с Испанией, иноземное владычество сброшено, вера отцов сохранена. Бесценный выстраданный мир ценился голландцами превыше всего, воспевался художниками во всех его проявлениях. Именно в Голландии чрезвычайно широко и высоко по качеству распространились такие жанры как бытовые сценки, пейзаж, натюрморт. Голландцы пели о мире и пили его божественный нектар.

А мы? у нас тоже был страшный век – двадцатый. Революция – не внешние враги, а «брат на брата», отсюда – лютая жестокость. Страшный голод 20-ых, когда поедались не только кошки и собаки, но доходило и до каннибализма. Сталинские репрессии, сравнимые по количеству жертв с полномасштабной войной. Две мировые войны. Блокада Ленинграда. Погибшие в этих кровавых распрях исчисляются не десятками тысяч, а десятками миллионов. Смерть, боль, страдание, ужас. И преодоление. Это первая половина XX века. Дальше по логике должен быть период победоносной эйфории, как у голландцев. Но нет, только не в России – в большевистской России. Мы продолжаем активную агрессивную борьбу «за мир во всем мире»: поражение восстания в Венгрии, наши танки в Чехословакии, Афганистан, Чечня. Сплошная война в «невоюющей» стране. Прибавим к этому смуту перестройки. В общем, не до покоя нам. В XXI веке, вроде, наконец-то наступил стабильный мир. Но как мы его ценим? И ценим ли? Семья, простые земные радости – пьем ли мы этот божественный нектар? Любуемся ли излучающими солнечное сияние яблоками, персиками, виноградинками? Находим ли отраду в природе? Увы… увы… – продолжаем бороться с собственной тенью. Великая песня о мире, спетая голландцами, нам не по плечу. И не в том дело, что Голландия махонькая, а Россия гигантского размаху. Дело в нас самих. И какой мир каждый из нас создает вокруг себя, таким становится и окружающий мир.

Вернемся, однако, к избранной нами картине Вермеера. Каково первое впечатление от полотна «Девушка, читающая письмо у открытого окна»? Много воздуха. Очень много воздуха. Вертикальный формат картины подчеркнуто возносится вверх: от тяжелых ковров внизу, на горизонтали стола, через прямоугольники оконной рамы и распахнутой створки с квадратами свинцовых переплетов (сплошные строгие геометрические фигуры разных размеров) к большому пустому пространству стены. Стена ничем не украшена – ни обычных для голландских бюргерских интерьеров картин, ни географических карт, играют на ней только тени и солнечные блики. Пустое воздушное пространство. Сверху – тонкая горизонталь кулиски, прерывающая скольжение наших глаз вверх (и создающая впечатление легкости, летучести по сравнению с массивом нижней горизонтали стола).

Много солнца. Его светом залита вся комната. Взгляд зрителя начинает обратный путь, следуя за ниспадающими складками портьеры и занавеса. Слева вниз текут складки ярко красной шторы, залитой солнечным светом, и гаснущей в сумраке тени за оконным стеклом, как бы передавая свою светоносность белокурой головке девушки. Справа ломкими складками спускается светло-зеленый занавес, меняющий цвет от темного в глубоких складках до желто-белого там, где его заливают солнечные лучи.

Вся картина напоена воздухом и солнцем. Фигурка девушки невелика по размерам, она не доминирует над лучезарной воздушной средой. Если обратить внимание еще и на то, что она «задвинута» на второй план укрупненным изображением стола, то возникает сомнение – кто же здесь «главный герой»? – солнце, воздух или девушка? Небольшой размер фигурки придает ей изящную хрупкость. Контрастом простой и четкой прямолинейной геометрии окна и стула выступает певучая симфония извилистых линий склоненной головки, рук, платья, красочная гармония желтого, белого, коричневого с их переливами и «звуковыми» перекличками, заставляющими всматриваться и всматриваться, впитывая деталь за деталью.

Читать еще:  Антивандальные окна для коттеджей

И, наконец, наши глаза опускаются вниз, на роскошный натюрморт: ковры, блюдо, рассыпавшиеся плоды – самая броская часть картины, сгусток ярких красок. Натюрморт – еще один «главный герой», четвертый по счету (или пятый, если отнести к «героям» интерьер комнаты). Все в целом сливается в единой гармонии с ключевым центром – фигуркой девушки, читающей письмо.

Вермеер… Таинственный Ян Вермеер… Забытый европейским сообществом почти на два века… Оставивший после себя всего-то тридцать пять картин. Да и те переделывались, дописывались чужими руками, продавались под чужими именами. В XVIII веке саксонский курфюрст Август III приобрел картину «Девушка, читающая письмо у открытого окна» вполне уверенный, что раздобыл неизвестное полотно Рембрандта. В XIX веке французский критик Теофиль Торе открыл миру Вермеера, называл его «дельфтским сфинксом», «колибри среди воробьев».

Почему «сфинкс»? Тайн много – и в жизни, и в картинах Вермеера. Никаких писем от него не осталось, лишь короткие записи в архивах церквей Дельфта о рождении, женитьбе, смерти. Ни одного автопортрета не написано. Исследователи сообщают, что у него было пятнадцать детей, но и их портретов нет. Жил в каком-то своем мире, рисовал прелестных молодых женщин, с непередаваемым мастерством создавая чарующую гармонию между действующими лицами и окружающим их пространством. Интерьер комнат повторяется из картины в картину – рисовал свой дом? На семнадцати картинах (из тридцати пяти) изображены одни и те же жемчужные украшения: ожерелье и серьги с крупными грушевидными жемчужинами – рисовал украшения, подаренные им собственной жене? Часто присутствует открытое окно, расположенное слева от нас, из которого льется солнечный свет – торжество жизни? Ответов нет. Прибавим к этому символику языка того времени – получим живопись, полную скрытого смысла. Понятно одно – Вермеер не был наделен даром фантазии, которая кипит и брызжет в полотнах его современника Рубенса. Его дар другого качества, не менее ценного и неповторимого: он умел ухватить и запечатлеть на века мгновение – как будто девушка только-только повернулась, взглянула, такая живая, непосредственная, легкая – и мгновение улетучилось, сменилось другим движением, настроением, взглядом («Девушка с жемчужной сережкой», «Портрет молодой девушки», «Портрет девушки в красной шляпе», «Девушка, играющая на гитаре», «Девушка с лютней»…). Простота, проникновенная камерность, ласковое любование тем, что тебя окружает. Таков нежный голландский «сфинкс».

Почему «колибри»? Краски на его картинах сияли как драгоценные камни. Сальвадор Дали писал о Вермеере, что готов отрезать себе уши, чтобы узнать секрет волшебной смеси, в которую «лучший из лучших обмакивал свою несравненную кисть».

Разберемся во всем этом более тщательно. О жизни Вермеера известно, что родился он в 1632 году в состоятельной протестантской семье. Женился в возрасте двадцати одного года на католичке, и сам принял вероисповедание жены. Жили молодые в доме богатой тещи, которая помогала им материально. Позже приобрел несколько собственных домов. Занимался торговлей картинами. К концу жизни разорился. Несколько раз избирался деканом гильдии художников св. Луки. Умер в 1675 году. Вот почти все сведения о Вермеере. Не много, не правда ли?

Картины Яна Вермеера и других художников того времени «под завязку» наполнены аллегориями. Широкое распространение получили сборники поучительных эмблем, из которых художники черпали богатейший материал, насыщая символическим смыслом все, что только возможно:
фрукты – символ плотского удовольствия и быстротечности жизни;
швабра – олицетворение порядка в доме и чистоты человеческих отношений;
пара домашних туфель – семейное согласие;
скомканное и брошенное на пол письмо – разрыв любовных отношений;
лютня – инструмент Купидона;
сюжеты картин в изображаемом интерьере («картина в картине») преследовали ту же цель:
штиль на море – благополучие в любовных отношениях;
море – любовь, парусник – влюбленный, стремящийся в тихую гавань. И т.д., и т.д.– до бесконечности.

Мы не знаем этого языка, на котором «переговаривались» между собой и со зрителями живописцы той поры. Мы видим то, что видим. Посмотрите на картину «Девушка у окна». Ничего лишнего. Из окна льется мягкий солнечный свет, заливая трогательную фигурку девушки, играет с ее золотистыми кудряшками, гладит ее склоненное нежное личико. А она просто стоит и читает письмо. Просвечивая картину рентгеном, специалисты увидели следы многократных переделок. Значит, не так легко рождалась эта певучая простота. Обнаружили, что художник сначала нарисовал на столе бокал вина, на стене – картину с фигуркой Купидона (символ любви) с карточкой, на которой написана цифра «I» (истинная любовь только к одному) – т.е. дал понять, что послание любовное. Потом все это убрал, добившись идеальной гармонии и естественности. Кстати, на другой картине героиня в том же платье («Смеющаяся девушка и офицер») – уж не продолжение ли рассказа о «девушке у окна»? Сплошные загадки и ни одной разгадки. Сплошные повторения деталей и ни одного сюжетного повторения. Похоже на своеобразную игру – повторяясь, не повторяться.

И не только в этом заключается эта фантастическая игра. Чуть позже объясню, что имею в виду. Вермеер не оставил нам ни одной картины в жанре натюрморта, но, тем не менее, раскидал блестящие натюрморты по полотнам с бытовыми зарисовками. Вернемся к картине «Девушка у открытого окна» и рассмотрим то, что находится на первом плане: стол, ковры, блюдо с фруктами. Тяжелые ковры (грубого и тонкого ворса) украшены ярким орнаментом, переливаются красным, желтым, черным, синим. Красивые ковры. Тот, что грубого ворса, брошен небрежно – не расправлен или не донесен до нужного места, видно, письмо застало хозяюшку за домашними хлопотами. Да и блюдо она поставила впопыхах не на ровное место, а на смятый ковер, вот фрукты и покатились по столу, сияя румяными бочками. Яблоки и персики в этом натюрморте представляют особый интерес не только своей материальностью, явно ощущаемой объемностью и аппетитной сочностью, но и удивительной техникой исполнения, ни у кого до Вермеера не встречавшейся. Они нарисованы такими мелкими мазками, что, кажется, кистью их выполнить невозможно, нужна иголка или острая палочка – россыпь множества мелких разноцветных точек, сияющих как кристаллики. На расстоянии же точки сливаются в красочные переливы кожицы спелых плодов, освященных солнцем. До сих пор искусствоведы ломают головы – что это? откуда? зачем? Одни говорят – мол, художник таким способом пытался обезопасить свои картины от плагиата. Другие вспоминают, что Вермеер был знаком с известным ученым натуралистом Антони ван Левенгуком и его теорией «глобул» (молекул), из которых состоит любая материя, вот и использовал точечную технику в живописи. Но тогда возникает вопрос: почему художник использовал этот прием эпизодично, не «расчленил» на «глобулы» все предметы и людей? В картине «Девушка у открытого окна» в такой технике исполнены лишь фрукты да тонкие желтые полоски на рукавах платья. Зритель этого и не увидит, лишь поразится лучезарности красок. А специалист ахнет и будет мучительно искать разгадку. Вот вам и «малый» голландец! Вот вам и «корешки» пуантилизма, который пышным цветом расцвел в живописи в конце XIX века.

Волшебник красок и камерного высказывания! Камерное искусство сложно тем, что в нем все должно быть отточено, каждая деталь должна быть наполнена смыслом, каждый мазок «в строку». Тогда зритель остановится, залюбуется, проникнется очарованием увиденного и унесет чудный образ в уголке своего сердца. И будет этот образ всплывать время от времени из затаенного уголка. И вновь вспыхнут эмоции, пережитые во время знакомства с картиной, разольются по телу трепетной волной. Вновь засияет перед мысленным взором тонкий профиль девушки, склоненный над письмом. Ишь, как разрумянилась… Не дочитала еще… Тс-с-с… Тише… Пусть читает…

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

Талант Вермеера проявился в изображении тех моментов, когда его персонажи чувствуют себя наедине с собственными мыслями. Это очень частные, почти интимные моменты, они, как поэзия, предполагают настроение и чувства, которые узнаваемы, но окончательно не определены. На этой картине девушка стоит у открытого окна, ее мысли полностью поглощены письмом, которое она читает. Ее мир безмолвен. Она изображена в профиль, но лицо отражается, слегка искажаясь, в неровном стекле окна, разделенного свинцовыми переплетами. Отражение лица становится психологическим центром картины. Некоторые аспекты позволяют проследить, насколько тщательно художник работал над композицией. Нижний край рамы, к примеру, направляет взгляд зрителя в спинке стула, которая, в свою очередь, возвращает взгляд к ярко освещенному письму. Открытое окно, стекло, отражающее лицо девушки, отбрасывает легкую тень на стене, возвращая зрителя опять к письму. Наклон блюда с фруктами повторяет наклон головы, а золотистый рукав платья – большого зеленого занавеса. Такое же платье – на женщине в «Уроке музыки», эти картины объединяет еще одна деталь – лица одинаково одетых персонажей можно увидеть только в отражении – окна или зеркала. Стол у окна покрыт турецким ковром, такие ковры можно было часто видеть в интерьерах того времени, чаще всего ими украшали столы, изредка – стены. Под окном стоит стул с резными львиными головами на спинке – довольно дорогой предмет интерьера. Два подобных стула можно увидеть на картине «Спальня» Питера де Хоха. Две драпировки – красный занавес на окне, как явная дань кавараджизму, и большой зеленый занавес справа обрамляют картину. Вермеер уделяет большое внимание тому, как свет падает на различные предметы и освещает различные поверхности. Композиция с расположенным в левой части картины окном потом будет встречаться довольно часто, на ее создание Вермеера могли вдохновить работы Питера де Хоха. Вообще же изображение фигуры у окна, погруженной в чтение письма, которое впервые ввел Рембрандт в «Портрете Яна Сикка», было распространенной темой голландской жанровой живописи.
При работе Вермеер, как и в «Спящей девушке», вносил изменения в композицию картины. Первоначально голова девушки была сильнее развернута от зрителя, что больше соответствовало отражению лица в стекле. На стене была картина «Купидон», аналогичная той, которую можно увидеть в работе «Даме, стоящей за вирджиналем», но позже Вермеер записал ее, как слишком явный намек на содержание письма. Эротический подтекст остался только в изображении блюда с фруктами, яблоки и персики которого напоминают о грехопадении Евы. Натюрморт на столе почти полностью повторяет работу Гиллса де Берга, изображающую блюдо с фруктами и большой бокал «ромер» (по своей форме — широкая чаша на большой полой ножке, украшенной расплавленным стеклом, подобные бокалы восходили к античным образцами, откуда и название – «римский»). Бокал, как картина на стене в окончательной композиции записаны занавесом. Художник потом несколько раз будет использовать этот прием – действие картины происходит за приоткрытым занавесом. Об использовании занавеса в композиции существует легенда. Древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили, кто из них искуснее. Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы прилетали клевать их. Гордый своим успехом, Зевксис пришел к Паррасию. «Где же твоя картина?» — спросил он. «Вон там, за занавесом» — ответил Паррасий. Зевксис хотел отдернуть занавес – его рука скользила по полотну – занавес был нарисован. Зевксис признал свое поражение ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством художника.

Ян Вермер Делфтский (1632—1675)

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя — Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.).

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.
Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество.
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок . Хотя есть одна — «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.’

Правда, оценили его искусство только в середине XIX в., когда французский критик Т. Торе-Бюрже «застыл» в гаагском музее, ошеломленный мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Делфта». Покоренный картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу — разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлек этой идеей таких ценителей искусства, как Т.

Готье, братья Гонкур, М. Дюкан.

Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять.

Шедеврами Вермера гордятся лучшие коллекции мировой живописи. А вот об их авторе, жившем в центре Европы, сведений до обидного мало.

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом изАнтверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

Читать еще:  Оформление кухонного окна тюлевыми шторами

Образование

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Семья и работа

20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму Iза 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

Последние годы жизни

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

Художественный стиль

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.

По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы

Ян Вермеер. В чем уникальность художника

В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой». Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как истории его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом , Гойей , Веласкесом. Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Девушка с жемчужной серёжкой

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector