Kastorgroup.ru

Кастро ГРУПП
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают бронированные стекла?

Стекло многослойное и бронированное

В один из дней 1903-го года французский химик Эдуард Бенедикт готовился к очередному эксперименту в лаборатории – он не глядя протянул руку за чистой колбой, стоявшей на полке в шкафу, и уронил ее. Взяв метлу и совок чтобы убрать осколки, Эдуард подошел к шкафу и обнаружил с удивлением, что колба хоть и разбилась, но все ее фрагменты остались на месте, их соединяла друг с другом какая-то пленка. Химик позвал лаборанта – тот был обязан мыть стеклянную посуду после опытов – и попытался выяснить, что было в колбе. Оказалось, что эта емкость использовалась несколько дней назад в ходе экспериментов с нитратом целлюлозы (нитроцеллюлозой) – спиртовым раствором жидкого пластика, небольшое количество которого после испарения спирта осталось на стенках колбы и застыло пленкой. А поскольку слой пластика был тонок и достаточно прозрачен, лаборант решил, что емкость пуста.

Спустя пару-тройку недель после истории с не разлетевшейся на осколки колбой, Эдуарду Бенедикту попалась на глаза заметка в утренней газете, в которой описывались последствия лобовых столкновений нового в те годы вида транспорта – автомобилей. Ветровое стекло разлеталось осколками, нанося водителям множественные порезы, лишая зрения и нормальной внешности. Фотографии пострадавших произвели на Бенедикта тягостное впечатление и тут он вспомнил о «небьющейся» колбе. Бросившись в лабораторию, следующие 24 часа своей жизни французский химик посвятил созданию небьющегося стекла. Он наносил нитроцеллюлозу на стекло, сушил слой пластика и бросал композит на каменный пол – снова, снова и снова. Так Эдуард Бенедикт изобрел первое стекло-триплекс.

Многослойное стекло

Стекло, образованное несколькими слоями из силикатного или органического стекла, соединенными особой полимерной пленкой, называется триплексом. В качестве полимера, соединяющего стекла, обычно используется поливинилбутираль (PVB). Существует два основных способа производства многослойного стекла триплекс – заливной и ламинационный (автоклавный или вакуумный).

Технология заливного триплекса. Листы флоат-стекла нарезаются по размерам, при необходимости им придается изогнутая форма (выполняется моллирование). После тщательно очистки поверхностей стекла укладываются друг на друга с тем, чтобы между ними оставался просвет (полость) высотой не более 2 мм – дистанция фиксируется с помощью особой резиновой полосы. Совмещенные листы стекла выставляются под углом к горизонтальной поверхности, в полость между ними заливается поливинилбутираль, резиновая вставка по периметру препятствует его вытеканию. Чтобы достичь равномерности полимерного слоя, стекла помещают под пресс. Окончательное соединение листов стекла за счет отверждения поливинилбутираля происходит под ультрафиолетовым излучением в специальной камере, внутри которой поддерживается температура в диапазоне от 25 до 30 о С. После формирования триплекса, из него извлекается резиновая лента и производится обточка кромки.

Автоклавная ламинация триплекса. После резки листов стекла, обработки кромок и моллирования, они очищаются от загрязнений. По окончании подготовки листов флоат-стекла, между ними укладывается PVB пленка, сформированный «сэндвич» помещается в пластиковую оболочку – в вакуумной установке из пакета полностью выводится воздух. Окончательное соединение слоев «сэндвича» происходит в автоклаве, под давлением 12,5 бар и температурой 150 о С.

Вакуумная ламинация триплекса. По сравнению с автоклавной технологией, вакуумная триплексация выполняется при меньших давлении и температуре. Последовательность рабочих операций у них схожа: нарезка стекла, придание изогнутой формы в моллирующей печи, обточка кромок, тщательная чистка и обезжиривание поверхностей. При формировании «сэндвича» между стеклами помещается этиленвинилацетатная (EVA) или PVB пленка, затем их помещают в вакуумную машину, предварительно уложив в пластиковый мешок. Спаивание стеклянных листов происходит именно в этой установке: откачивается воздух; «сэндвич» нагревается до максимальных 130 о С, происходит полимеризация пленки; триплекс охлаждается до 55 о С. Полимеризация выполняется в разреженной атмосфере (- 0,95 бар), при снижении температуры до 55 о С давление в камере выравнивается до атмосферного и, как только температура многослойного стекла составит 45 о С, формирование триплекса завершается.

Многослойное стекло, созданное по заливной технологии, более прочное, но менее прозрачное, чем ламинированный триплекс.

Из стеклянных сэндвичей, выполненных по одной из триплекс-технологий, создаются лобовые стекла автомашин, они необходимы для остекления высотных зданий, в построении перегородок внутри офисов и жилых домов. Триплекс популярен у дизайнеров – изделия из него являются неотъемлемым элементом стиля модерн.

Но, несмотря на отсутствие осколков при ударе по многослойному «сэндвичу» из силикатного стекла и полимера, пулю он не остановит. А вот рассмотренные ниже триплекс-стекла сделают это вполне успешно.

Бронированное стекло – история создания

В 1928 году немецкие химики создают новый материал, немедленно заинтересовавший авиаконструкторов – плексиглас. В 1935 году руководителю НИИ «Пластмасс» Сергею Ушакову удалось достать в Германии образец «гибкого стекла», советские ученые занялись его исследованием и разработкой технологии серийного производства. Спустя год производство органического стекла из полиметилметакрилата было начало на заводе «К-4» в Ленинграде. Одновременно были начаты эксперименты, направленные на создание бронированного стекла.

Закаленное стекло, созданное в 1929 году французской компанией SSG, в середине 30-х годов под названием «сталинит» выпускалось в СССР. Технология закалки заключалась в следующем – листы самого обычного силикатного стекла нагревались до температур в диапазоне от 600 до 720 о С, т.е. выше температуры размягчения стекла. Затем лист стекла подвергался быстрому охлаждению – потоки холодного воздуха за несколько минут понижали его температуру до 350-450 о С. Благодаря закалке стекло получало высокие прочностные свойства: сопротивляемость удару возрастала в 5-10 раз; прочность на изгиб – не менее чем в два раза; термостойкость – в три-четыре раза.

Однако, несмотря на высокую прочность, «сталинит» не годился для моллирования с целью формирования фонаря кабины самолета – закалка не позволяла его гнуть. Кроме того закаленное стекло содержит в себе значительное количество зон внутреннего напряжения, легкий удар по ним приводил к полному разрушению всего листа. «Сталинит» нельзя резать, обрабатывать и сверлить. Тогда советские конструкторы решили комбинировать пластичное оргстекло и «сталинит», превратив их недостатки в достоинство. Предварительно формованный фонарь самолета покрывался небольшими плитками из закаленного стекла, клеем служил поливинилбутираль.

Вхождение бывших советских республик в капитализм с началом 90-х годов резко повысило спрос на защиту бронированным стеклом автомашин инкассаторов и пунктов обмена валюты. Одновременно возникла потребность в «прозрачной броне» для легковых автомобилей бизнесменов. Поскольку производство настоящего бронестекла было дорогим, как и конечная продукция, ряд фирм наладили выпуск имитации бронированного стекла – это был триплекс довольно посредственного качества, полимеризация пленочного PVB выполнялось в ускоренном режиме, с применением ультрафиолетового облучения. Готовая продукция была способна выдержать пистолетную пулю с дистанции 5 метров, т.е. соответствовала лишь 2-му классу защиты (всего их шесть). Массивные бронированные стекла такого типа плохо выдерживали температурные перепады более +20 и ниже -22 о С – уже через полгода слои триплекса частично расслаивались, их и без того невысокая прозрачность серьезно снижалась.

Прозрачная броня

Современное бронестекло, также называемое прозрачной броней, представляет собой многослойный композит, образованный листами силикатного стекла, оргстекла, полиуретана и поликарбоната. Также в состав бронированного триплекса могут входить кварцевое и керамическое стекло, синтетический сапфир.

Европейские производители бронестекол выпускают в основном триплекс, состоящий из нескольких «сырых» флоат-стекол и поликарбоната. К слову, незакаленное стекло в среде компаний, выпускающих прозрачную броню, называется «сырым» — в триплексе с поликарбонатом применяется именно «сырое» стекло.

Лист поликарбоната в таком многослойном стекле устанавливается на сторону, обращенную внутрь защищаемого помещения. Задача пластика заключается в гашении колебаний, вызванных ударной волной при столкновении пули с бронестеклом, чтобы избежать образования новых осколков в листах «сырого» стекла. Если поликарбонат в составе триплекса отсутствует, то ударная волна, движущаяся перед пулей, разобьет стекла еще до фактического ее соприкосновения с ними и пуля беспрепятственно пройдет через такой «сэндвич». Недостатки бронестекол с поликарбонатной вставкой (равно, как и с любым полимером в составе триплекса): значительный вес композита, особенно по классам 5-6а (достигает 210 кг за м 2 ); низкая стойкость пластика к абразивному износу; отслоение поликарбоната со временем из-за температурных перепадов.

2 против 9,81 H/мм 2 ).

Керамическое стекло. Выполняется из оксинитрида алюминия, разработано в США для нужд армии, запатентованное название – ALON. Плотность этого прозрачного материала выше, чем у кварцевого стекла (3,69 г/см 3 против 2,21 г/см 3 ), прочностные характеристики также высоки (модуль Юнга – 334 ГПа, средний предел напряжения при изгибе – 380 МПа, что практически в 7-9 раз превышает аналогичные показатели стекол из оксида кремния).

Искусственный сапфир (лейкосапфир). Представляет собой монокристалл из оксида алюминия, в составе бронестекла придает триплексу максимальные прочностные свойства из возможных. Некоторые его характеристики: плотность – 3,97 г/см 3 ; средний предел напряжения при изгибе – 742 МПа; модуль Юнга – 344 ГПа. Недостаток лейкосапфира заключается в его значительной стоимости из-за высоких производственных энергозатрат, потребностей в сложной механической обработке и полировке.

Химически упрочненное стекло. «Сырое» силикатное стекло погружают в ванну с водным раствором фтороводородной (плавиковой) кислоты. После химической закалки стекло становится в 3-6 прочнее, его ударная вязкость возрастает шестикратно. Недостаток – прочностные характеристики упрочненного стекла ниже, чем у термически закаленного.

Рама для бронированного стекла

Применение бронированного триплекса в остекление еще не означает, что перекрытый им проем будет пуленепробиваемым – необходима рама специальной конструкции. Она создается в основном из металлических профилей, чаще всего алюминиевых. В пазы, расположенные вдоль линии стыка триплекса и рамного профиля, устанавливаются накладки из стали, защищающие наиболее слабое место в бронированной оконной конструкции от удара или контакта с пулей.

Защитные бронированные накладки также можно устанавливать снаружи рамной конструкции, однако это снизит эстетические характеристики окна. Для достижения максимального уровня защиты рамы могут быть выполнены целиком из стального профиля (накладки в этом случае не нужны), но они станут очень громоздки и обойдутся дорого.

Вес бронированного окна часто превышает 300 кг на м 2 , выдержать его способен не каждый строительно-конструкционный материал. Поэтому монтаж бронированной оконной конструкции допустим лишь для железобетонных и кирпичных стен. Открыть створку бронированного окна ввиду ее высокого веса непросто, для этой цели используются сервоприводы.

Бронированное стекло – все, что вы хотели знать о нем

  • Производство бронированного стекла
  • Защитные свойства бронестекла
  • Бронированное стекло для дома
  • Бронирующая плёнка взамен бронестекла
  • Как бронировать стекло?

Бронированное стекло широкое распространение получило в период между мировыми войнами . Использовалось оно в военном деле: для остекления смотровых щелей танков и бронемашин, кабин военных самолетов. Первоначально в качестве бронестекла использовался обычный триплекс, затем появились многослойные конструкции. Толщина бронированного стекла достигла 60-80 мм; такое стекло могло защитить экипаж танка или самолета от пулеметного огня.

В настоящее время применение бронестекла заметно расширилось. В гражданской жизни используются не только бронированные стекла для автомобиля представительского класса, но состоятельные домовладельцы уже заказывают бронированные стекла для окон своих коттеджей, не говоря уже о том, что бронированное стекло для кассы применяется почти в каждом уважающем себя банке.

У бронестекла много общего с каленым стеклом. О том, каким оно бывает и в чем секрет его изготовления, читайте в тематической статье на нашем сайте

Читать еще:  Как очистить стекло от цементного раствора?

Обзор «Каленое стекло для дома: место и способы применения» расскажет вам о том, как данный вид стекла поможет вам сохранить вашу жизнь, здоровье, имущество от криминальных посягательств

Далее в статье на нашем сайте мы расскажем о том, как делают бронированные стекла, где рядовому российскому гражданину купить бронированное стекло, и как производится установка бронированных стекол.

Производство бронированного стекла

Испытание бронированного стекла на прочность

Изготовление бронированных стекол осуществляют следующим образом: несколько листов стекла прокладывают полимерными плёнками и все это вместе взятое склеивают. Стекло благодаря своей твёрдости гасит силу удара, полимерная плёнка не даёт разлететься осколкам.

Иногда вместо плёнки используют слой светоотверждаемого полимера.

Понятно, что чем толще стекло, тем оно лучше защищает, но тем ниже его прозрачность. Поэтому в послевоенное время эволюция бронестекла шла, в основном, по пути повышения его светопропускающей способности. Например, созданы конструкции, состоящие из нескольких слоев стекла и тыльного слоя поликарбоната. Они дороже в 2-3 раза обычного «клееного» бронестекла, тяжелее, но обладают лучшими оптическими свойствами.

Другой вариант – разработка композиций из стёкол с разными физическими свойствами. Энергия удара гасится такой композицией как за счет прочности стекол, так и за счет упругости всего пакета, который «продавливается», меняет форму, но сохраняет целостность. Отсутствие же полимерных плёнок обеспечивает высокую прозрачность пакета.

Но стоят такие пакеты еще дороже.

Защитные свойства бронестекла

Входная дверь с бронированным стеклом

Защитные свойства бронированного стекла ГОСТ Р51136-2008 регламентирует. Он устанавливает три класса защиты от взлома и 11 классов защиты (от В1 до В6а) от огня стрелкового оружия.

В соответствии с классом Б1 защиты от взлома стекло должно выдержать 30-50 ударов кувалдой или топором, по классу Б2 – до 70 ударов и по классу Б3 – более 70 ударов.

По классу защиты от стрелкового оружия В1 стекло должно выдерживать выстрел с 5 метров из нагана или пистолета Макарова;

По классу защиты В6а – выстрел с 5-10 метров бронебойным патроном из винтовки СВД. Наиболее типично для частных жилых построек применение стекла класса В3, обеспечивающее защиту от обстрела из автомата АКМ небронебойными пулями.

Бронированное стекло для дома

Попадание пуль в бронированное стекло

Человек, задумывающийся о собственной безопасности, вправе задать вопрос: «Сколько стоит бронированное стекло?»

Смеем заметить: недешево. Например, по прайсу компании Armor Markt (http://www.armormarkt.ru/bronirovannoe-i-udarostojkoe-steklo.html) стекло

  • СЗМ-1 (класс защиты В1, толщина 15 мм) стоит 6450 руб./м2;
  • СЗМ-3 (В3, 36 мм) – 12900 руб./м2;
  • СЗМ 5 (В5, 65 мм) – 22500 руб./м2.

По прайсу компании «СтеклоМашКомплект» (http://www.steklomash.ru/pricebronesteklo) стоимость бронированного стекла

Статья «Стеклянные перегородки из разного стекла: выбираем себе на потребу» расскажет вам об одном из вариантов бытового применения каленого и бронированного стекла

Что такое плексиглас, или как применяется оргстекло для остекления окон, дверей, входных групп и т.п., читайте в тематическом обзоре на нашем сайте

  • толщиной 25 мм с классом защиты В1 – 5051 руб./м2;
  • толщиной 35 мм (класс защиты В2) – 6101 руб./м2;
  • толщиной 52 мм (класс В3) – 8728 руб./м2.

Бронестекло для защиты банковской кассы

Как видите, цена бронированного стекла определяется не его толщиной, а классом стойкости к удару пулей.

Другой вопрос в том, что большинство предприятий, занятых производством бронированного стекла, отказывают принимать заказы физических лиц – только юридических. Поэтому заказывать на окна своего коттеджа стеклопакет с бронированным стеклом или входные двери с бронированным стеклом надо заблаговременно, еще на стадии проектирования постройки, чтобы заказ можно было бы оформить через строительную организацию или же, при ее посредничестве, через какой-нибудь «СпецСтройМонтаж».

Бронирующая плёнка взамен бронестекла

Упрочняющая плёнка для стекла

Так что же делать рядовому гражданину без крупных денежных накоплений и больших связей, если он хочет обезопасить своё жилище?

Самый простой выход – использовать бронирующую пленку для стекла. Она не спасёт от пулеметного обстрела или взлома при помощи кувалды и лома, но убережет окно от брошенного камня и предотвратит разлёт ранящих осколков стекла по помещению при, например, близком подрыве взрывного устройства (теракте).

ГОСТ Р 51136-2008 регламентирует защитные свойства бронированной пленки на стекла. Испытания проводят троекратным падением на покрытое защитной плёнкой стекло стального шара диаметром 100 мм и весом 4, 11 кг. После третьего удара осколки стекла (если оно будет разрушено) все равно должны удерживаться плёнкой и не падать на пол.

Установка защитной плёнки на стекло

Всего существует три класса антивандальной плёночной защиты.

  • Класс А1 – стекло, покрытое плёнкой, может выдержать взрыв тротиловой шашки весом 100 гр. на расстоянии 3м;
  • А2 – взрыв 150 гр. тротила на том же расстоянии. Такое стекло эквивалентно по защитным свойствам лобовому стеклу автомобиля;
  • А3 – взрыв 400 гр. тротила на расстоянии 3 м. Чаще всего используется заботливыми хозяевами коттеджей. Выдерживает несколько ударов кувалдой, может остановить пистолетную пулю или сделать ее безопасной в случае, если она всё-таки пробьёт стекло.

к содержанию ↑

Как бронировать стекло?

Бронирование стекла плёнкой

Принципиально процесс нанесения бронирующей плёнки на стекло мало чем отличается от тонирования стекла плёнкой. В Москве есть масса организаций, готовых оказать такую услугу с применением плёнки из полиэстера толщиной 40-600 мкм отечественного и зарубежного производства. Так как все они максимально шифруют стоимость своих услуг и особенности техпроцесса, то есть все основания полагать, что эту операцию нетрудно проделать своими руками – если удастся купить плёнку.

Кстати, многие марки бронирующей плёнки являются самоклеящимися. То есть на них нанесен слой клея, прикрытый тонкой мембраной. Перед наклейкой эту мембрану надо снять, поднести плёнку к стеклу и… Клеить!

Чтобы приклеивание не произошло слишком быстро – до того, как вы успеете правильно разместить плёнку на окне, стекло можно опрыснуть раствором детского шампуня «Джонсон» или моющего средства «Фэйри».

Если под плёнкой образовались мелкие пузырьки воздуха, то плёнку надо проколоть иглой и выдавить эти пузырьки.

О видах и ценах защитных пленок для окон подробнее читайте в специальной статье на нашем сайте

«Тонировочная пленка «Солартек» – эта статья расскажет вам об еще одной виде плёнки для окон

Цена бронированной пленки на стекла зависит от ее толщины. Например, прайс компании Armor Markt (http://www.armormarkt.ru/zashhitnyie-plenki.html) даёт такие цифры:

МаркаХарактеристикаТолщина, мкм,Цена, руб./м 2
SF 40 CLСветло серая42149
SF 100 CLПрозрачная112173
SF 200 CLПрозрачная, класс защиты А2216281
Защитная пленка SF 300 CLПрозрачная, класс защиты А3323406 руб.

Установка бронированного стекла на айфон

Цены представлены по состоянию на 24 апреля 2015г, номиналы округлены до 1 рубля.

Однако, самые рачительные россияне бронируют не только окна своего дома, но дисплеи своих айфонов. Эта услуга получила поразительное распространение: сервисные организации (а, скорее, отдельные лица, промышляющие подобным образом) утверждают, что айфон с бронестеклом можно не только носить в одном кармане со связкой ключей, но его дисплей выдержит удар молотком и даже спасет жизнь хозяину, если в него (в дисплей) попадет пуля из пистолета Макарова.

Факт этот мы не проверяли, но можем сказать, что различные сервисные организации и подменяющие их физические лица готовы поставить бронированное стекло на айфон 5 за 500-1000 руб.

Все о бронированных автомобильных стеклах и инструкция по бронировке автостекол укрепляющей пленкой

Бронированное стекло в зависимости от толщины защитит легковой автомобиль от взлома или даже от попадания пуль и осколков. Однако полноценные бронированные изделия характеризуются высокой стоимостью и большим весом, поэтому альтернативным способом укрепления автостекол является наклейка бронирующей пленки.

Из чего состоит бронированное стекло для защиты автомобиля

Виды бронированных стекол

Особенности укрепляющей пленки

Свойства материала и степени защиты

Гарантийный срок службы

Преимущества и недостатки

Какие факторы стоит учитывать при выборе защитной пленки

Особенности и алгоритм процесса установки защитной пленки

Подготовка к работе

Сколько стоит бронирование стекол пленкой

Комментарии и Отзывы

Из чего состоит бронированное стекло для защиты автомобиля

Стандартная конструкция бронированного изделия имеет многослойную структуру: три прокаленных при высокой температуре и отшлифованных по краям стекла, скрепленных между собой специальными полимерными пленками. При нагревании пленка плавится и намертво соединяет стеклянные части. Дополнительно устанавливается токопроводящий слой, предназначенный для борьбы с наледью в зимний период.

Высокой прозрачности бронестекла добиваются путем использования химических добавок. Некоторые изделия бывает при визуальном осмотре довольно трудно отличить от обычных стеклянных листов. Для создания светоотражающего эффекта в пакет включается один стеклянный слой с зеркальной поверхностью. На верхнее автостекло может быть нанесена тонировка в виде красящего напыления или пленки.

Виды бронированных стекол

В зависимости от назначения и степени прочности выделяют несколько разновидностей бронированных стекол:

  • антивандальные;
  • взломоустойчивые;
  • пулестойкие.

Производятся изделия толщиной от 10 до 90 мм, смотря для какого вида транспортных средств они предназначаются.

Антивандальные

Согласно международной классификации, их относят к типу А1-А3. Это стандартные стеклянные листы разной толщины, на поверхность которых наклеивается укрепляющая пленка. Для защиты лобового стекла применяются триплексы — три листа, склеенные с использованием гелеобразного состава, который после застывания придает стеклопакету повышенную ударопрочность.

Если нанести сильный удар по такому стеклу, то оно разобьется, но осколки не будут разлетаться в разные стороны, а останутся приклеенными к пленке.

Взломоустойчивые

Способны надежно забронировать автомобиль, препятствуя постороннему взлому. В отличие от антивандальных, их стойкость к внешнему воздействию более высокая. Выдерживают многочисленные удары, наносимые кувалдой, а также сохраняют целостность при столкновении с другим автомобилем. По российской системе стандартов их класс защиты соответствует параметрам Б1-Б3.

Пулестойкие

Предназначены для обеспечения защиты от пуль стрелкового оружия и осколков. С их помощью можно бронировать автомобили высокопоставленных лиц или службы инкассации.

Сегодня производится несколько классов пуленепробиваемых стекол, которые классифицируются по устойчивости к прямым попаданиям — от В1 до В6а. Класс В1 останавливает пулю пистолета, В6а — даже снаряд от снайперской винтовки. Однако от автоматной очереди такое стекло защитить не сможет.

Особенности укрепляющей пленки

Изделие это абсолютно прозрачное, не снижает качество обзора для водителя, не влияет на работу датчиков. Коэффициент светопреломления у пленки почти такой же, как у стекла.

Варианты изготовления пленок бывают разные:

  • поляризованная — фильтрует блики, которые не позволяют водителю уверенно управлять автомобилем в солнечный день;
  • тонированная — одновременно укрепляет и снижает светопропускную способность на 15–35%, степень тонировки пленки зависит от конкретного производителя.

Пленка для автомобильных стекол снижает интенсивность ультрафиолетового излучения, попадающего внутрь салона, что спасает обшивку сидений от выгорания. Обладает функцией «антидождь», капли быстро стекают с ее поверхности, обеспечивая хорошую видимость на дороге в ненастье. Все это повышает безопасность вождения.

Многие водители применяют для бронирования автостекол пленку фирмы Llumar, которая имеет несколько слоёв:

  • светоотражающий;
  • теплоотражающий;
  • металлизированный.

Изделия фирмы Люмар:

  • имеют расширенный диапазон светопропускания – до 68%;
  • задерживают 99% ультрафиолетовых лучей;
  • выпускаются в разных оттенках.

Свойства материала и степени защиты

Изготавливают пленки из полиуретана повышенной прочности, который имеет умеренную себестоимость и способен противостоять агрессивному воздействию извне. При ударе, направленном перпендикулярно к поверхности пленки, она сильно не прогибается, а находящийся под ней слой стекла не подвергается деформации, его не смогут пробить камни и колющие предметы.

Читать еще:  Как делают каленое стекло?

Для стандартных автостекол подходят прозрачные пленки, толщиной от 112 до 300 микрон. Стекло с максимально толстой пленкой выдерживает удар кирпичом или другим тяжелым тупым предметом. Тонировку можно выполнить с использованием пленочного материала в 112 микрон со светопропускной способностью в 15 или 35%.

Виды пленок и их защитные свойства в зависимости от толщины стекол показаны в таблице:

В этом видео проводится тест на ударопрочность бронированных стекол. Автор — Makstudia.

Гарантийный срок службы

Большинство производителей предоставляют гарантию на свою продукцию продолжительностью от 6 до 12 месяцев. А некоторые устанавливают период и до пяти лет. Многое зависит от характеристик самого материала, условий его эксплуатации.

Примеры сроков службы пленки от известных производителей.

ПроизводительГарантийный срок
UltraSolarBlock5 лет
Llumar3 года

Преимущества и недостатки

В своих отзывах автовладельцы называют несколько преимуществ нанесения пленки:

  • способность защищать от проникновения злоумышленников в салон для хищения разных ценностей;
  • возможность укреплять стеклянную поверхность и предохранять от появления нежелательных царапин и сколов;
  • защита машины от попадания мелких частиц дорожного покрытия;
  • противоугонные свойства, особенно при усилении ветрового стекла;
  • ударопрочность — стойкость к механическим повреждениям, которые пытаются нанести злоумышленники с помощью тяжелых предметов;
  • противостояние взрывной волне;
  • повышение безопасности при ДТП и наезде на препятствие;
  • улучшение звукоизоляции внутри салона;
  • снижение вибрационного шума за счет повышения жесткости остекления;
  • способность защитить фары и зеркала.

Среди негативных моментов называют:

  • подверженность воздействию пыли и песка, которые оседают на пленочной поверхности и снижают ее светопропускную способность, тем самым ухудшая обзор;
  • денежные затраты на приобретение и поклейку;
  • образование воздушных пузырьков;
  • отслоение материала;
  • плохую видимость через тонированные стекла в темное время суток;
  • ухудшение приема сигналов сотовой связи и брелока сигнализации при наклейке металлизированных изделий;
  • некорректную работу световых и дождевых датчиков;
  • образование трещин в процессе сушки феном при наклеивании;
  • запрет на тонировку передних стекол;
  • риск повредить автостекла во время снятия пленки.

Какие факторы стоит учитывать при выборе защитной пленки

Если водителю потребовалась укрепить стекла, следует обращать внимание на такие критерии:

  1. Ударопрочность — какую степень внешнего воздействия способен выдержать материал.
  2. Взрывоустойчивость — способность выдержать высокую динамическую нагрузку, это происходит путем поглощения части энергии ударной волны, такое стекло с пленкой потрескается, но все равно останется в раме, а если даже и вылетит, то осколков в салоне не будет.
  3. Огнестойкость — умение противостоять воздействию открытого огня и предотвращать его дальнейшее распространение.
  4. Светопропускная способность — изделия с пониженным показателем уменьшают вредное воздействие солнечного света на предметы интерьера салона. Также они понижают уровень нагревания воздуха, позволяют реже включать кондиционер и экономить топливо.
  5. Присутствие обычной или «умной» тонировки, когда затемнение происходит в зависимости от внешних условий.

Особенности и алгоритм процесса установки защитной пленки

Процедура бронирования заключается в наклеивании специальной укрепляющей пленки на лобовое (с внешней) или боковое стекло с внутренней стороны, чтобы сделать его ударопрочным.

Толщина подбирается по желанию автовладельца. Более плотный материал наклеивают на лобовое стекло, тонкая броня идет на оклейку боковых.

Проводить бронирование лобового стекла стоит сразу после приобретения автомобиля в автосалоне. Также защиту можно установить по завершении процесса полировки мелких сколов.

Подготовка к работе

Помещение для проведения работ по нанесению должно быть:

  • светлое;
  • теплое;
  • чистое;
  • сухое.

Необходимые инструменты и материалы:

  • укрепляющая плёнка;
  • средство для очистки стёкол;
  • ножницы, канцелярский нож;
  • малярный скотч;
  • жидкое мыло или шампунь;
  • пульверизатор;
  • шпатель;
  • строительный фен.

Пошаговая инструкция

Пошаговый алгоритм действий по приклеиванию пленки:

  1. Снимаем стекла по инструкции, которая у разных марок авто отличается. Осторожно ослабляем фиксаторы и вынимаем автостекла, не нужно забывать раскрутить карты дверей.
  2. Удаляем со стекол остатки грязи и жира, уложив на предварительно очищенную и ровную поверхность. Тщательно чистим с помощью средства для мытья стеклянных поверхностей внутреннюю сторону стекол, куда будет накладываться бронировочная пленка. Не должно остаться ни пылинки, ни ворсинки. Оставшиеся мелкие частицы испортят внешний вид авто.
  3. Проводим необходимые замеры и делаем выкройку, материал для оклейки отрезаем с небольшим запасом.
  4. Аккуратно прикладываем материал к внутренней стороне стекла подложкой книзу. Закрепляем временно пленку малярным скотчем. Проверяем, чтобы она по всему периметру выступала за границы стекол примерно на 1 см.
  5. Для удаления клеящего слоя готовим средство из воды, жидкого мыла или шампуня (без добавок) в пропорции 1/4. Наливаем полученный раствор в опрыскиватель.
  6. Клеим укрепляющую пленку, постепенно разглаживаем, снимаем подложку, удерживая материал за края, не соприкасающиеся со стеклом. Мыльный раствор разбрызгиваем по поверхности клейкого слоя. Прикладываем материал липкой стороной к внутреннему стеклу. Поначалу пленка перемещается по поверхности, так что все неровности можно будет легко разгладить мини-шпателем или другим приспособлением. Задача — убрать все воздушные пузырьки.
  7. Просушиваем пленку строительным феном, делая часовой перерыв и давая изделию остыть.
  8. Удаляем лишний материал, обрезаем все неприклеенные остатки канцелярским ножом, держа инструмент под углом 45 градусов.

Особенности эксплуатации

Окончательно поверхность стекол высохнет через месяц, тогда будет обеспечена хорошая защита. А до этого желательно окна не открывать, не протирать и не трогать руками, чтобы не повредить покрытие.

Сохранить презентабельный вид бронированной поверхности поможет соблюдение некоторых правил:

  1. В ходе использования нежелательно подвергать пленочную поверхность воздействию высокой температуры, открытого огня, химически активных веществ, кислот.
  2. Оберегать от сильных ударов и механического повреждения.
  3. Поблизости не должно быть капель масла, смазки, дыма, различных загрязняющих веществ.
  4. Особенного ухода с целью очищения не потребуется, мыть поверхность надо вручную теплой водой со средством для мытья посуды, использовать мягкую губку или салфетку.
  5. Запрещено пользоваться порошками и шлифующими средствами, жесткими мочалками, ацетоном, бензином.
  6. Не соскабливать грязь острыми предметами.

Сколько стоит бронирование стекол пленкой

Цена услуги бронировки автостекол указана в таблице:

Местонахождение автосервисаСтоимость бронирования стекол пленкой (руб.)
лобовоебоковые, передние
отечественныеиномаркиотечественныеиномарки
Центральный округот 5000от 70005000–80008000–24000
Регионы2500–35008000–100002500–35008000–10000

Цена складывается из нескольких составляющих:

  • величина стеклянных поверхностей;
  • марка и класс автомобиля;
  • толщина пленочного материала;
  • цена самой пленки;
  • уровень сервиса, занимающегося монтажом.

Видео

Из видео можно узнать, как улучшить физические и механические свойства автостекол при помощи защитного покрытия. Автор — фирма «Стекломонтаж».

Бронированные стекла. Виды и область применения

Конструкция бронированного стекла

Классическое бронированное изделие состоит из нескольких слоев стекла, склеенных между собой специальными пленками на полимерной основе или жидким полимерным составом.

Используя стекло с увеличенной прозрачностью (путем внесения химических добавок), возможно изготовление бронестекла с внешним видом, неотличимым от обычного. Если один из листов изделия имеет зеркальную поверхность, то весь пакет стекол будет с отражающими характеристиками. Допускается нанесение тонирующей пленки или напыления на одно из стекол пакета.

Виды бронированных стекол

В зависимости от прочности стекло может подразделяться на несколько групп (по мере роста защищенности):

  • антивандальные;
  • бронестекла, препятствующие взлому;
  • стекла, обеспечивающие защиту от пуль стрелкового оружия.

Толщина изделий может различаться:

  • минимальная толщина бронестекла – 10 мм;
  • максимальные толщины могут составлять 90 мм и больше.

Толстые стекла применяются для защиты армейской техники (в качестве лобовых стекол в кабинах самолетов или для смотровых приборов в бронетехнике).

Технология производства бронированного стекла показана в видеоролике, предоставленном каналом Это Интересно.

Антивандальные стекла

Изделия этого типа относятся к международной классификации А1-А3. Конструкция представляет собой стандартное стекло любой толщины с наклеенной на него прозрачной пленкой на полимерной основе. Изредка применяется нанесение между двумя листами стекла гелевых составов, которые при застывании образуют защитный слой. Стекла такого вида называются триплексом и применяются для изготовления лобового остекления автомобилей. Плюсом использования гелей является хорошая адгезия разнородных материалов и повышенная прочность.


Антивандальное стекло после удара

При ударе по антивандальному стеклу оно разбивается, но осколки не разлетаются вокруг и остаются держаться на пленке. При достаточно сильных ударах возможны отрывы осколков вместе с пленкой.

Взломоустойчивые стекла

Изделия взломоустойчивой конструкции отличаются от антивандальных увеличенной стойкостью к ударам. Стекла способны выдерживать многократные удары кувалдой или таран автомобилем.

Пр системе стандартов, принятой в России, стекла имеют класс защиты:

  • Б1;
  • Б2;
  • Б3.

Сфера применения – изготовление витрин в банковских учреждениях, а также ювелирных магазинах и аптеках (для обеспечения сохранности наркотических веществ).


Взломоустойчивое стекло в витрине после попытки разрушения

Пулестойкие стекла

Пулестойкие или пуленепробиваемые стекла делятся на пять классов по устойчивости к попаданиям – В1-В6 или 1-6 классы. Такие изделия защищают от поражения пулями или осколками.

Бронестекла подобного типа используются для:

  • пунктов обмена валюты или выдачи денежных средств;
  • рабочих мест операторов, имеющих наличные денежные средства (банки, заправочные станции);
  • автомобилей (служб инкассации или для перевозки высокопоставленных лиц);
  • пропускных постов в учреждениях МВД или ФСБ.


Борт и стекло бронеавтомобиля «Тигр» после обстрела

Определение пулестойкости выполняется контрольным обстрелом, при этом патроны оружия снаряжаются стандартной или бронебойной пулей. На автомобилях устанавливаются лобовое, а также заднее и боковые бронированные изделия. При этом механизм подъема и опускания отсутствует или имеется возможность ограниченного опускания стекла на двери водителя (в пределах 70-100 мм).

Как работает бронестекло?

Бронированное стекло внешне очень похоже на обычное, однако, пожалуй, единственное, что их объединяет – это прозрачность

Бронированное стекло внешне очень похоже на обычное, однако, пожалуй, единственное, что их объединяет – это прозрачность. Бронестекло обладает важными защитными свойствами, оно способно не разбиться при попадании в него пули, выпущенной из огнестрельного оружия.

Во время удара пули об обыкновенное стекло (например, об автостекло для иномарок) возникает ударная волна, разрушающая его структуру. Эта волна, моментально распространяясь, превращает стекло в крошку, которая не способна противостоять дальнейшему движению пули. Такой характер разрушения стал причиной создания специальных пулестойких бронестекол, в которых несколько слоев закаленного стекла толщиной от 4 до 15 мм соединены между собой тонкими пленками.

Пуля, попадая во внешний слой, быстро растрачивает свою энергию и сплющивается, затем останавливается в средним слое, а конечный слой задерживает осколки и гасит остаточную ударную волну и колебания. Причем после первого выстрела пулестойкое стекло сохраняет монолитность и защитные свойства в случае последующих попадания в него других пуль.

Пулестойкие стекла характеризуются по степени защиты от выстрела из различных видов оружия. В гражданской области применения различаются три основных степени защиты: от краткоствольного оружия (любые пистолеты), от длинноствольного оружия (автоматы) и от длинноствольного со специальными боеприпасами (снайперские винтовки). Стоит отметить, что технологии производства не стоят на месте и с каждым годом бронированное стекло становятся все более прочными и одновременно с этим более тонкими, что значительно уменьшает вес стеклоблока. Это происходит благодаря применению в составе стекол новых материалов, различных методов упрочнения слоев.

Пленка

Полноценные бронированные изделия характеризуются высокой стоимостью и большим весом, поэтому не имеют широкого распространения. Основным способом повышения прочностных характеристик автомобильных стекол является наклейка бронирующей пленки. Для разрушения стекла необходима поперечная деформация поверхности, которая приведет к образованию трещин. При приложении усилия, перпендикулярного поверхности пленки, она не прогибается на большую глубину. Соответственно, не деформируется и слой стекла, расположенный под изделием. Стандартное стекло с пленкой не пробивается камнями и не прокалывается колющими предметами.

Читать еще:  Можно ли поменять стекло в пластиковом окне

Для того чтобы защищать стандартные стекла автомобилей, применяют прозрачные пленки с толщинами (микрон):

  • 112;
  • 220;
  • 300.

Тонировка автостекол может выполняться пленкой с толщиной 112 микрон, которая выпускается в двух типах светопропускания (35 и 15 процентов). На российском рынке чаще всего встречается изделие фирмы Llumar.

Существуют несколько видов пленок Llumar:

  1. Пленка АТ со светоотражающим слоем. Выпускается в различных цветах и отличается устойчивостью к механическим воздействиям и трению.
  2. Тип ATR, отличающийся теплоотражающим металлизированным слоем. За счет этого лучше противостоит солнечному свету и мало подвержена выгоранию.
  3. Разновидность ATN, имеющая в конструкции металлизированный и дополнительный отражающий слой. Отличается улучшенными характеристиками прозрачности за счет устранения эффекта внутреннего отражения.
  4. Пленка РР имеет металлизированное напыление на поверхность, которое противостоит выгоранию.
  5. Прозрачная пленка АТТ с расширенным диапазоном светопропускания (15-68%).
  6. Атермальная пленка AIR с прозрачной структурой. Способна задерживать до 99% ультрафиолетового излучения.

Ударопрочные пленки относятся к числу дополнительного оборудования и устанавливаются владельцами по желанию. Для их нанесения на стекла не требуется специальных инструментов и материалов. При отсутствии опыта производить самостоятельную наклейку не рекомендуется.

Плюсы и минусы

На основе отзывов можно выделить положительные и отрицательные стороны бронировки.

  • оберегает поверхность стекла от царапин и сколов при сохранении прозрачности;
  • защищает от ударов камнями и другими твердыми предметами;
  • покрытые укрепляющими пленками стекла противостоят взрывным волнам;
  • повышенная безопасность при столкновении авто с препятствиями – осколки остаются на пленке;
  • при попытке взлома машины путем разбивания стекла осколки не попадут в салон, а останутся в проеме;
  • бронирование повышает звукоизолирующие характеристики стекол;
  • за счет большей жесткости стекла с пленкой снижаются вибрационные шумы;
  • возможна оклейка изделием стекол фар и переднего оперения для защиты от сколов.
  • необходимость затрат на оклейку пленкой;
  • защитная пленка царапается пылью, которая попадает под дворники;
  • отслаивание изделия и образование воздушных пузырей на стекле;
  • снижение видимости из автомобиля в вечернее и ночное время (при использовании тонирующих пленок);
  • при использовании металлизированных пленок ухудшается прием сигнала брелка управления сигнализацией и сотовой связи;
  • некорректная работа датчиков дождя и света при заклейке рабочей зоны;
  • риск появления трещин при наклейке (от нагрева феном);
  • законодательные ограничения на применение пленки для лобового и боковых передних стекол;
  • риск повреждения стекол при снятии пленки (в случае претензий со стороны полиции).

Бронирование своими руками

Бронирование стекол обычно используют автомобилисты, которые стали жертвами разбитых стекол по каким-либо причинам: кто-то из-за камней, которые нередко отлетают от колес, а кто-то из-за ограбления.

Внешний вид пленки похож на тонированную с самым максимальным уровнем прозрачности. Приобрести ее можно в авто ъмагазинах или через интернет-магазины. Порядок действий нанесения пленки следующий.

1. Нужно снять боковые стекла. Необходимо выполнять все по инструкции исходя от марки и модели вашей машины. Следует осторожно добраться до фиксаторов и вынуть стекла, перед этим не забудьте карты дверей рас крутить.

2. Удаление грязи и жира. Важный момент – это обезжиривание каждого стекла полностью. Для этого нужно уложить стекло на заранее очищенную ровную поверхность. Внимательно отнеситесь к абразивным частицам, которые могут исцарапать стекло. Далее следует очистить внутреннюю сторону бокового стекла, где будет накладываться пленка для бронирования. Чтобы очистить можно использовать моющее средство специальное для стекол и салфетку не имеющую ворса. Тут важно понять, что любая пыль или ворсинка, если вдруг останется на поверхности стекла, на совсем останутся под пленкой, а вид стекла изнутри салона будет далеко не эстетичный.

3. Подготовка. Сама пленка состоит из клейкого слоя и защитной бесцветной подложки. Сначала следует измерить стекла и отрезать нужное количество пленки с запасом.

4. Теперь прикладываем к чистой внутренней стороне стекла. Пленку необходимо расположить таким образом, чтобы подложка была внизу. Используя малярный скотч, можно отлично закрепить на стекло пленку. Удостоверьтесь, что со всех сторон пленка выглядывала хотя бы на 1 см.

5. Подготовка специального средства для удаления клейкой части с пленки. Для приготовления нужно взять простую воду и жидкое мыло. Пропорция 20% мыла и 80% воды. Использовать шампунь следует с минимальными ароматизаторами и добавками. В противном случае эти добавки скорее всего войдут в хим.реакцию с клейким слоем, чем это обернется неизвестно. Полученным раствором нужно заполнить садовый опрыскиватель

6. Клеим пленку и разглаживаем. Осторожно снимается защитная подложка, держа пенку только там, где края не будут соприкасаться со стеклом. Приготовленным раствором обливаем поверхность стекла и клейкий слой пленки. Теперь следует приложить бронированную пленку липкой стороной к внутренней стороне бокового стекла. По первой пленка будет ездить по поверхности, это и необходимо, чтобы разладить неровности при помощи специального мини-шпателя (его можно сменить на банковскую карту). Простыми движениями от центра к краям необходимо выгнать все пузыри воздуха. Если этого не сделать, то образуются пузыри, которые будет уже невозможно удалить.

7. Просушивание с помощью строительного фена. После того, как расправили всю пленку, ее нужно тщательно просушить феном. Он имеет высокую t воздуха, а струя тоньше. Горячая пленка сможет растянуться по поверхности. Затем сделать перерыв на час, чтобы пленка успела остыть.

8. Удаление лишнего. Изначально было оставлено минимум 1 см лишнего, для того, чтобы пленки хватило. Теперь, когда она хорошо села и остыла, можно обрезать лишние детали с помощью канцелярского ножа. Держать ножик лучше всего под углом в 45 градусов. Также желательно еще придерживать шпателем пленку.

Окончательная просушка длится далеко не один день. Самая высокая степень защиты появится через месяц. Исходя из экспериментов, пробить стекло, возможно, лишь с 4-5 удара по одному месту тяжелым предметом.

Как обычное стекло превращают в бронированное: занятное перевоплощение

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Что такое бронированное стекло

Бронированное стекло по сути является обычным стеклом, которое произведено с применением особенной закалки, прослойкой из полимерной пленки, а также с использованием метода прессования стекла. Комплекс специальных мер позволяет значительно поднять прочностные характеристики обычного стекла. В последствии все это делает возможным его использование в военном деле, производстве автомобилей, отделке внутренних помещений, создании стеллажей для хранения.

В зависимости от степени надежности стекла бывают устойчивые к резке, разбитию, пулевому огню и даже взрывам. Любое бронированное окно в последствии состоит из стекла повышенной прочности и специальной защитной рамы, которая его удерживает. Толщина стекла может составлять от 10 до 80 мм. При этом с увеличением толщины материала начинает падать его прозрачность.

2. Как производится бронированное стекло

Первым делом создаются заготовки. Стекло прижимается к раскроечному столу, после чего создается выкройка. В соответствии с ней осуществляется последующая резка при помощи специального станка. Сразу после этого производится тщательная шлифовка стеклянного полотна. Следом на заготовку наносится специальный состав, содержащий набор веществ для повышения абразивных свойств стекла.

Второй этап производства – закаливание материала. Для этого стекло помещают в специальную печь, которая разогревается до показателя в 650 градусов по Цельсию. Стекло помещается в горнило на непродолжительное время, после чего извлекается из него и быстро остужается. Данная процедура позволяет повысить прочностные характеристики материала в несколько раз. Также на этом этапе может производится формовка разогретой заготовки, если стеклу необходимо придать какую-то особенную (изогнутую) форму.

Третий этап – установка токопроводящего слоя. Делается он из оксида свинца и необходим для того, чтобы на бронированном стекле не образовывалась наледь. Электрические контакты привариваются в самом конце работы. В последствии электрический ток будет обогревать стекло за счет постоянного течения через проводящий слой.

Четвертый этап – склеивание нескольких пластин стекла при помощи полимерной пленки или при помощи специального полимерного состава фотоотверждаемыми свойствами. Таким образом получается невероятно прочный и надежный композитный материал, способный выдержать в том числе взрыв.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит обязательно почитать про то, для чего на броню танков крепились гусеничные траки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как сделать пуленепробиваемое стекло

Содержание статьи

  • Как сделать пуленепробиваемое стекло
  • Как выдувать стекло
  • Как матировать стекло

Изобретение пуленепробиваемого стекла

Идея о том, что можно укрепить стекло, сделав его пуленепробиваемым, пришла в голову французскому ученому Эдуарду Бенедиктусу в 1910 году. Он придумал поместить между двумя листами стекла целлулоидную пленку, что заметно усилило прочность получившегося изделия. Сегодня такой метод называется «ламинированием» стекла, а Бенедиктус в свое время назвал его «Триплекс».

В настоящее время используется та же самая технология, но она с тех пор значительно усовершенствовалась, а вместо целлулоида применяют различные виды полимеров. Иногда так даже склеивают гнутые стекла. Изгибают их до того, как соединить.

Изготовление пуленепробиваемого стекла сегодня

Пуленепробиваемые стекла бывают различной толщины, именно от этого зависит, остановит ли стекло в итоге пулю. Толщина таких стекол бывает от 7 мм до 75 мм. Сегодня наиболее часто для производства пуленепробиваемых стекол используется несколько слоев обычного, между которыми заливаются слои поликарбоната. Поликарбонат – это прозрачный пластик, и он довольно жесткий, хотя и слоистый. Когда пуля проникает в толщу такого стекла, последовательно расположенные слои поликарбоната поглощают ее энергию, и она останавливается.

В настоящее время изготавливают особую модификацию пуленепробиваемого стекла – одностороннюю. Используется специальный вид пластика, свойства которого различаются, в зависимости от того, в каком направлении с ним взаимодействовать. Одна сторона такого стекла останавливает пули, но если выстрелить с другой стороны стекла, то можно поразить противника. Это позволяет обеспечить тому, кто находится за стеклом, возможность ответить на нападение. Поверхность стекла при этом изгибается, не разрушаясь.

Ламинирование стекла

Ламинирование стекла (нанесение на него пластиковой пленки) – очень сложный с технической точки зрения процесс. Делают его на автоматизированном оборудовании, в несколько этапов. Последний этап проходит при высокой температуре, пластиковая пленка полимеризуется и приобретает примерно такие же свойства, как и канцелярский клей. Именно в это время стекла окончательно соединяются.

Хотя пуленепробиваемое стекло очень прочное, все же не бывает идеально крепких стекол. Прочность триплекса на удар превышает прочность обычного листового стекла примерно в 15 раз. Но даже если разрушить такой лист, то осколки останутся на пленке, а не разлетятся во все стороны, нанося травмы людям.

Для производства идеальным считается трехслойное пуленепробиваемое стекло. Причина в том, что с каждым новым слоем возрастают не только защитные свойства, но и стоимость производства стекла. Многослойные стекла используют в крайних случаях, где существует серьезная угроза для жизни людей или в музеях для охраны очень дорогих экспонатов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector